В июле 2021 и январе 2022 года вступают в силу принятые поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Изменения коснутся всех, кто использует электронную подпись.
С 01.01.2022 г. функции по выпуску квалифицированной электронной подписи (КЭП) для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов возлагаются на удостоверяющий центр Федеральной налоговой службы Российской Федерации (УЦ ФНС России). Выполнение указанных функций предусматривается в соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 17.2 и статьей 17.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ).
Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, указанные в части 1 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации (часть 2 статьи 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ);
Квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства (часть 3 статьи 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ);
Квалифицированную электронную подпись физических лиц, а также лиц действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах, прошедших соответствующую процедуру переаккредитации (пункт 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ).
Чтобы обеспечить плавный переход от платной к соответствующей безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи с 01.07.2021 г. получить квалифицированную электронную подпись можно в центральных офисах всех налоговых органов России.
Полученные квалифицированные сертификаты являются легитимными, имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Сделать это смогут все юридические лица и индивидуальные предприниматели с учетом следующих ограничений:
- Выдача квалифицированных сертификатов осуществляется бесплатно в налоговых органах только для юридических лиц (руководителям, которые действуют от лица организации без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов;
- Квалифицированные сертификаты для заявителей, выпускаются территориальными налоговыми органами только по предварительной записи. Записаться на прием по услуге «Выдача КЭП» можно воспользовавшись электронным сервисом «Онлайн запись на прием в налоговый орган» на сайте www.nalog.gov.ru начиная с 01.07.2021;
- Заявитель должен лично предоставить в налоговый орган заявление на выпуск КЭП, носитель ключевой информации с сертификатом соответствия ФСТЭК или ФСБ, паспорт и СНИЛС и пройти процедуру идентификации;
- Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.
Так же с 1 июля лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и индивидуальные предприниматели смогут подать заявление на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».